Агрегатные станки
Первый в мире агрегатный станок, позволяющий одновременно обрабатывать несколько разных деталей, был сконструирован в XVIII в. Яковом Батищевым для Тульского оружейного завода. В то время новая технология совершила переворот в ружейном производстве, однако не получила широкого распространения из-за низкого уровня развития российского станкостроения.
Агрегатные станки предполагают использование нескольких металлообрабатывающих агрегатов и инструментов в одном устройстве. В зависимости от типов задействованных модулей подобные станки могут выполнять чрезвычайно широкий перечень операций.
Достоинствами агрегатных станков является:
- высокая скорость проектирования специализированного оборудования;
- простота изготовления станка благодаря возможности использования готовых узлов, деталей и механизмов;
- высокая производительность, достигаемая благодаря возможности одновременной обработки заготовки несколькими инструментами с разных сторон;
- простота в обслуживании.
Существует множество вариантов конструкции агрегатных станков. Это могут быть вертикальные, горизонтальные, наклонные и комбинированные устройства с одним или несколькими шпинделями, предусматривающими одну или несколько сторон одновременной обработки и позиции заготовки.
Агрегатные станки применяются на многих металлообрабатывающих предприятиях автомобильной, приборостроительной, нефтегазовой, оборонной и других отраслей промышленности. Большая часть оборудования данного типа используется для одновременного выполнения операций сверления, растачивания, фрезерования, зенкерования, нарезания резьбы и некоторых других.
В настоящее время на рынке присутствуют как универсальные агрегатные станки, позволяющие обрабатывать большую номенклатуру разнообразных заготовок, так и узкоспециализированные машины, предназначенные для изготовления одного вида изделий. Широко распространена практика изготовления агрегатных станков по индивидуальным заказам. Современные универсальные агрегатные станки могут быть оснащены системой ЧПУ, поворотным столом, обладают возможностью многоосевой обработки заготовок, несколькими десятками шпинделей для различного инструмента и многими другими усовершенствованиями, повышающими функциональность и производительность оборудования.
Производитель пикапов и запчастей для ОАО «АВТОВАЗ» ЗАО «ВАЗинтерСервис» приобрел по индивидуальному заказу агрегатный станок для обработки хвостовика автомобилей серии «Лада Калина». Оборудование позволяет выполнять операции сверления, обточки, нарезки резьбы, подрезки. Для обработки наконечника внутреннего наконечник рулевой тяги предприятием был заказан горизонтальный агрегатный полуавтоматический 16-шпиндельный сверлильный станок. Оборудование было изготовлено на Костромском заводе автоматических линий.
Этот же производитель изготовил пять 3-сторонних 13-шпиндельных фрезерно-расточных полуавтоматических станков с 5-позиционным барабаном для поточной линии обработки детали гидроусилителя руля автомобиля Шевроле- Нива. Станки были заказаны производителем гидроусилителей руля для автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ».
Предприятие по производству и ремонту железнодорожных вагонов «Укрспецвагон» приобрело изготовленный по специальному заказу агрегатный станок для обработки рычагов торможной системы вагонов у украинского производителя ООО «Харьковский завод агрегатных станков».